Ежегодно управление образования администрации г. Твери и МКУ «Центр развития образования г. Твери» организуют городскую научно-практическую конференцию школьников «Шаг в будущее». Конференции традиционно сопутствует проводящийся параллельно городской конкурс творческих работ школьников по информатике и информационно-коммуникационным технологиям «IT-перспектива».

В 2019 году НПК «Шаг в будущее» прошла в периодс 18 марта по 20 апреля в два этапа: заочный (экспертиза работ) и очный (публичная защита работ). Для осуществления экспертизы научно-исследовательских работ, представленных учащимися тверских школ, на заочном этапе, а также для организации оценки публичных выступлений участников Конференции было сформировано компетентное жюри, в состав которого вошли 76 приглашенных специалистов: преподаватели высших учебных заведений, ведущие педагоги общеобразовательных организаций Твери, представители органов местного самоуправления, средств массовой информации и общественных организаций.

В этом году все работы были распределены по 11 предметным секциям (7-11 классы), секции для самых младших «Юный исследователь» (2-6 классы) и секции «Социально значимые проекты».

В секцию «Романо-германская филология» предсказуемо были по большей части заявлены исследования, посвященные языку Уильяма Шекспира и Джорджа Гордона Байрона, английскому. Но не обошли своим вниманием конкурсанты также немецкий и французский языки, с успехом изучаемые в школах Твери. В соответствии с Положением о Конференции, работы в рамках данной секции могут защищаться участниками как на родном, так и на иностранном языке. По итогам конкурса жюри секции, в состав которого вошли преподаватели факультета иностранных языков и международной коммуникации Тверского государственного университета, лучшей работой признали исследование обучающейся 9 класса МОУ многопрофильная гимназия № 12 Юркиной Дарины, посвященное лексико-семантическому и лингвокультурному аспектам немецкого народного танца.

Представленные для участия в секции «Биология и валеология» работы отличались разнообразием тематики: ребята рассказывали о результатах наблюдения за улитками-ахатинами, исследовании параллельных прямых в окружающей среде и даже докладывали о здоровьесберегающих технологиях при использовании технологических средств визуализации в образовательном процессе. Самым сильным исследованием, по решению жюри, оказалась работа Алексея Прутенского, восьмиклассника МОУ Гимназия № 10, поделившегося секретами практического использования паразитов пчеловодства.

Сравнивая с прошлогодней Конференцией, почти в три раза больше научно-исследовательских работ были поданы в секцию «Химия». В основном, работы носили прикладной характер, например, «съедобные» темы - «Исследование состава йогуртов», «Определение качества творожных сырков известных марок», «Тайны состава жевательной резинки», и «несъедобные» - «Помада: свинец, тающий на губах?» или «Определение содержания карбонатов в стиральных порошках». Первое место по итогам очного этапа Конференции по праву разделили работы обучающегося 10 класса МБОУ СШ № 45 Воробьева Андрея и девятиклассника Тверского военного суворовского училища Емельянова Ильи. Работы были посвящены, соответственно, изучению влияния добавок на цвет и свойства египетского фаянса и получению шикимовой кислоты из хвои.

Одной из самых востребованных в этом году оказалась секция «Физика». Для участия в ней образовательные организации Твери заявили 14 работ. Возможно, одним из мотивирующих факторов для школьников и их педагогов стал состав жюри секции – из года в год работы и выступления участников секции «Физика» оценивает профессиональная команда преподавателей кафедры физики Тверского государственного университета под председательством Бориса Борисовича Педько, декана физико-технического факультета, Почетного работника высшего профессионального образования РФ, Почетного работника науки и образования по Тверской области. По итогам Конференции и в этой секции сильнейшим оказался воспитанник Тверского военного суворовского училища, Вахрушев Михаил с серьезным научным исследованием «Получение активных элементов ультразвукового локатора на основе пьезокерамики ниобата натрия-калия». Были в секции и менее серьезные, но оттого не менее научные работы. Например, одно из исследований носило название «В гостях у сказки». Предметами исследования стали «плотность Ёжика в тумане» и «полёт Винни Пуха».

К сожалению, в этом году было заявлено мало исследований по литературе. Если в предыдущие годы многочисленные представленные работы приходилось делить на две секции: «История литературы» и «Теория литературы», - то в этом году все они рассматривались жюри предметной секции «Литература». Особый интерес у юных исследователей на этот раз вызвали трагедии Уильяма Шекспира, сказки Александра Сергеевича Пушкина и лирика Николая Алексеевича Некрасова, а также современная проза Дины Рубиной. Победителем по результатам публичной защиты работ жюри признали работу Николаевой Екатерины, обучающейся 11 класса МОУ СОШ № 1, «Роль зоологической детали в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

А вот интерес к еще одной филологической дисциплине – русскому языку – если судить об этом по количеству заявленных школами работ, остался на прежнем уровне. Участники Конференции рассмотрели и исследовали такие актуальные аспекты родного языка, как: употребление неологизмов в речи современных подростков, языковая мода и речевое поведение, особенности языка рекламы в Твери, отражение гендерных стереотипов в пословицах, использование и понимание сокращений английских слов в русском языке и другие. Больше всего баллов по итогам двух этапов заработало исследование Новожиловой Ульяны, учащейся 11 класса МОУ СОШ № 43, посвященное такой модной языковой единице, как никнеймы. Ульяна в своей работе рассмотрела социолингвистические особенности этого явления.

Несмотря на название секции «География и экология», вопросы экологии в этом году школьников волновали сильнее, в связи с чем более половины работ в секции были посвящены проблемам и рискам, связанным с освоением Арктики, разрушением озонового слоя Земли, угрозой исчезновения Аральского моря и глобального изменения климата. Наибольший интерес компетентного жюри вызвало исследование Мейсуровой Софии, ученицы 8 класса МОУ многопрофильная гимназия № 12, на тему «Может ли Тверь остаться чистым городом?». Именно эта работа завоевала первое место в секции.

Работы, представленные в секцию «Математика», отличались межпредметностью. Например, такие интересные исследования на стыке наук, как «Математика в изобразительном искусстве», «Геометрия в архитектуре», «Игра в пятнашки», «Определение автора и типа литературного произведения на основе общей теории инвариантов предельных состояний в природных системах» и даже «Использование математических знаний героями романа Жюля Верна «Таинственный остров». По итогам очного этапа Конференции, лучшей была заслуженно признана работа «Треугольник минимального периметра, вписанный в остроугольный треугольник» Юркиной Дарины (напомним, работа ее же авторства была признана в этом году сильнейшей и в секции «Романо-германская филология» Конференции).

Одной из актуальных проблем современной школы является проблема формирования и сохранения интереса у учащихся к истории. Исходя из того, что в этом году пришлось организовывать не одну, как раньше, а две профильные предметные секции, а именно, «История» и «Отечественная история и краеведение» - можно смело заявлять, что интерес молодого поколения к истории в целом и к истории своего народа в частности растет. Для работы в жюри секциях были привлечены сотрудники сразу двух тверских вузов: Тверского Технического университета, кафедры социологии и социальных технологий, и кафедры отечественной истории Тверского государственного университета. Лучшими работами по итогам двух этапов были признаны: в секции «Отечественная история и краеведение» - краеведческое исследование восьмиклассницы МОУ СОШ № 35 Евграфовой Софии «Тверская Карелия: сегодня для завтра»; в секции «История» - работа Кучина Родиона, учащегося 10 класса Тверского военного суворовского училища «Разоблачение попыток дискредитации имени и заслуг Маршала Г.К. Жукова».

Одна из наиболее любимых и востребованных из года в год школьниками и педагогами Твери предметных секций в рамках научно-практической конференции «Шаг в будущее» - секция «Психология и социология». Тематика заявленных для участия в секции работ, в первую очередь, напрямую или косвенно связана с вопросами, близкими самим участникам Конференции и их ровесникам, – эмоциональным состоянием подростков, влияния на него интеллектуальной нагрузки и необходимостью его саморегулирования, искусством коммуникации, экстремальным спортом, пониманием счастья, развитием самосознания подростков. Максимальный интерес у жюри и других участников секции вызвала работа Арсенова Бориса, учащегося 9 класса Академической гимназии имени П.П. Максимовича, в которой школьник исследовал ценностные ориентиры современной молодёжи и тенденции их развития.

В этом году полностью был обновлен состав жюри предметной секции «Обществознание и экономика» Конференции. В него вошли сразу три члена Тверского регионального отделения Ассоциации юристов России во главе с председателем Исполнительного комитета отделения, преподаватели юридического факультета Тверского государственного университета: доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского права Ольга Юрьевна Ильина; Олеся Витальевна Жукова, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процесса и правоохранительной деятельности и Рязанова Елена Александровна - кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного, административного и таможенного права. За экономическое направление в жюри в этом году отвечала Ольга Олеговна Никонорова, кандидат экономических наук, директор МОУ «Заволжская СОШ им. П.П. Смирнова», заместитель председателя Общественного Совета при Министерстве образования Тверской области. Несмотря на то, что подавляющее большинство работ в секции были правовой направленности, победу участнице из МОУ многопрофильная гимназия № 12 Анне-Антонии Юстус принесло исследование на экономическую тему «Малый бизнес в рыночной экономике: значение, проблемы, перспективы».

Все работы участников, обучающихся во вторых-шестых классах, были распределены на восемь групп самой масштабной секции Конференции «Юный исследователь». Из 107 исследований 67 были естественнонаучной направленности. В жюри секции традиционно приняли участие лучшие педагоги общеобразовательных организаций Твери. По итогам двух этапов: заочной экспертизы и публичной защиты работ - победителями в секции стали:

- Новикова Ксения, учащаяся 2 класса МОУ СОШ № 52 с работой «Во что играли наши деды»;

- Дрепин Тимофей, учащийся 3 класса «Довузовский комплекс ТвГУ», с работой «Сыр»;

- Бурдова Анжелика, учащаяся 3 класса «Довузовский комплекс ТвГУ», с работой «Слайм»;

- Ершов Илья, учащийся 3 класса МОУ СОШ № 3 с работой «Вторая жизнь лесного родника»;

- Розен Мария, учащаяся 4 класса МОУ многопрофильная гимназия № 12, с работой «Осторожно - оптические иллюзии»;

- Занегин Матвей, учащийся 4 класса МОУ многопрофильная гимназия № 12, с работой «Изучение игр для тренировки и развития интеллекта»;

- Понасенков Артём, учащийся 4 класса МОУ СОШ № 30, с работой «Альтернативные источники энергии»;

- Лабынина Ольга, учащаяся 6 класса МБОУ СОШ № 17, с работой «Особенности Исландских вулканов»;

- Каташов Михаил, учащийся 6 класса Тверского военного суворовского училища, с работой «К вопросу об особенностях перевода англоязычных брендов на русский язык»;

- Губанов Давид, учащийся 5 класса МОУ СОШ № 39, с работой «Взгляд на феномен черной дыры в художественной литературе сквозь призму времени».

Изюминкой научно-практической конференции «Шаг в будущее» остается секция «Социально значимые проекты». В соответствии с утвержденным Положением о Конференции, именно в этой секции могут принимать участие не только индивидуальные исследователи, но и целые коллективы авторов. В этом году социально значимые проекты на Конференции представили следующие образовательные организации: Тверское военное суворовское училище, школы № 46, 34, 21, 20, 45, 50, гимназии № 10, 12 и Тверская епархиальная православная школа. В жюри секции были приглашены Гарий Семёнович Горевой, кандидат технических наук, действующий член Международной академии информатизации, мастер спорта СССР, действующий член Русского Географического общества, Заслуженный путешественник России, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 17; Денис Владимирович Зеленов, генеральный директор ООО «ТВ-Пилот»; журналист, блогер Игорь Иванович Марченкофф; Галина Борисовна Марогулова, заместитель директора Тверского медицинского колледжа; Артур Вячеславович Сычёв, директор МУП «ПАТП-1», депутат Тверской городской Думы; и директор Тверского фонда развития культуры «Отчий дом» Наталия Васильевна Маматкова. Неоценимую консультативную помощь в оценке работы, посвященной проблемам реализации программы «Доступная среда» в Твери, оказал Увиков Андрей Юрьевич. Как и в остальных секциях Конференции, проигравших среди участников секции «Социально значимые проекты» нет. Каждый получил от жюри бесценные советы и рекомендации по презентованным проектам и исследованиям. Массу положительных эмоций получили и приглашенные. Максимальное количество баллов по итогам работы секции набрали следующие проекты:

- «Их имена на звездном небе – имена, написанные кровью!». Автор работы – учащаяся 10 класса МОУ СОШ № 21 Абдулганиева Зарема. Зарема при работе над проектом обратилась к нашей истории, создав своеобразный космический мемориал, который составили малые планеты, названные именами героев Великой Отечественной войны. Жюри и другие участники секции «Социально значимые проекты» смогли еще глубже проникнуться величием подвига нашего народа, освободившего мир от фашизма.

- «Школа будущего врача». В подготовке и реализации профориентационного проекта для школьников приняли участие обучающиеся МОУ СОШ № 50: Кузьмин Александр, Тонких Таисия, Квасная Дарья, Кузьмина Анна, Дарий Алёна и Жильцова Ксения. Цель проекта - создание условий для профессионального самоопределения учащихся через овладение основами медицинских наук, научно-исследовательскую деятельность, знакомство с медицинскими профессиями. Ради достижения этой цели авторы проекта реализовали ряд мероприятий, в том числе определили профессиональную пригодность учащихся МОУ СОШ № 50 через организацию психологического тестирования, а также провели в школе ряд просветительских мероприятий для формирования осознанной самомотивации к здоровому образу жизни учащихся.

Конференция завершилась 20 апреля 2019 года торжественным мероприятием и собственно публичной защитой научно-исследовательских работ. Очный этап Конференции традиционно состоялся в МОУ СОШ № 52.

Исходя из результатов заочной экспертизы заявленных 44 образовательными организациями города для участия в Конференции 271 работы, до публичной защиты были допущены 249 лучших, в том числе 19 работ – в рамках конкурса творческих работ по информатике «IT-перспектива». 20 апреля в рамках очного этапа Конференции свои работы защитили 256 конкурсантов (индивидуальных и в составе коллективов авторов).

По мнению компетентного жюри, участники Конференции, их родители и учителя ответственно подошли к проведению исследований и написанию работ. Проекты и научно-исследовательские работы, представленные для участия в Конференции, отличались глубиной, актуальностью и самостоятельным исполнением. Члены жюри отметили высокий уровень подготовки участников Конференции.

Традиционно проведение публичной защиты научно-исследовательских работ предваряло торжественное открытие очного этапа Конференции. Для участников, членов жюри и гостей мероприятия выступили учащиеся МОУ СОШ № 52 с творческими номерами. В день проведения очного этапа Конференции на первом этаже МОУ СОШ № 52 была организована выставка достижений научных обществ отдельных общеобразовательных организаций города Твери. В качестве специальных гостей на выставку также были приглашены представители тверского Музея занимательных наук Эксперимент Лэнд.

По итогам двух этапов Конференции грамотами за призовые места отмечены 130 участников, в том числе 13 участников конкурса творческих работ по информатике «IT-перспектива», поощрительными грамотами – 33 конкурсанта.