О работе постоянно действующего семинара «Использование инновационных технологий в коррекционной работе в начальной школе»

(руководитель Брит А.Е.)

26 февраля 2017 года на базе МОУ СОШ № 52 состоялось занятие постоянно действующего семинара учителей-логопедов города Твери «Использование инновационных технологий в коррекционной работе в начальной школе» (руководитель Брит А.Е.) по теме «Вспомогательные методы работы учителя-логопеда по преодолению дисграфии и дислексии».

Цель данного семинара - сохранение здоровья учащихся посредством использования здоровьесберегающих технологий. Использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Одна из главных задач логопедической работы при этом – создание коррекционно–образовательной системы, которая призвана не только сохранять здоровье ребёнка, но и «приумножать»  его. Указанная задача наряду с коррекцией речевых нарушений решается логопедом на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

         Семинар в форме мастер-класса проводила Ирина Владимировна Ганусевич, учитель-логопед МОУ СОШ № 52 города Твери.

Ирина Владимировна познакомила педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей. Специалисты получили возможность не только наблюдать за ходом проведения занятия, но и выполнить ряд упражнений вместе с детьми.

Основной акцент на занятии был сделан на применении следующих здоровьесберегающих технологий:

артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Артикуляционная гимнастика является одним из этапов логопедической работы. Для создания большей заинтересованности детей и поддержания положительных эмоций во время занятий Ирина Владимировна соединила её с биоэнергопластикой. Цель: нормализация мышечного тонуса органов артикуляции, стимуляция двигательных функций артикуляционного аппарата.  Поэтому при выполнении артикуляционных упражнений задействована также рука (сначала одна, потом вторая), которая как бы «дублирует » положение языка;

дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки - неотъемлемая часть оздоровительного режима. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания  (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Кроме того, развивается сила, плавность, длительность выдоха. Выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание также влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса;

развитие мелкой моторики пальцев рук

Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков, поэтому развитию мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях уделяется особое внимание.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев  подготовит платформу для дальнейшего развития речи;

психогимнастика

психогимнастика:

направлена на обучение элементам техники выразительных движений, использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, приобретение навыков в само расслаблении;

помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение; создавать условия для успешного обучения каждого ребёнка.

дает возможность самовыражения.

Все вышеперечисленные технологии применяются логопедом на каждом занятии, что очень благоприятно влияет на развитие речи детей дошкольного возраста (особенно детей с ТНР).

Рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, участники семинара сделали вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

- снижается уровень заболеваемости;

- повышается работоспособность, выносливость;

- улучшается зрение;

- формируются двигательные умения и навыки, правильная осанка;
- развивается общая и мелкая моторика,

- повышается речевая активность;

- увеличивается уровень социальной адаптации.

Кроме того, применение элементов педагогики оздоровления способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка. А ведь здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Всем участникам семинара было очень интересно на данном практическом занятии, потому что все упражнения и задания они выполняли вместе с учащимися.