Семинары в рамках ПДС на базе МОУ СОШ № 50 прошли в феврале и марте 2019 г.

21 февраля 2019 года на базе МОУ СОШ № 50 состоялось занятие постоянно действующего семинара учителей начальных классов, учителей-логопедов   «Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи» (руководитель Брит А.Е.) по теме «Синквей как прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию».

В рамках семинара-практикума учитель-логопед МОУ СОШ № 39 Горбачева Ю. В. провела мастер-класс по теме: «Использование технологии «Синквейн» на логопедических занятиях у младших школьников с нарушениями чтения и письма». Основной целью данного выступления было обоснование применения синквейна на логопедических занятиях. В процессе обучения были решены следующие задачи:

оказание информационной и методической поддержки учителям-логопедам образовательных организаций;

обобщение, распространение практических рекомендаций по данной проблеме.

Мастер-класс проходил по следующему сценарию:

актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);

блок учебной информации. Основные элементы опыта;

практикум. Обмен идеями;

образная интерпретация;

рефлексия участников семинара.

Использование технологии «Синквейна» в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке, (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Все участники семинара смогли составить свои синквейны на темы: кошка, весна, медведь, несчастная любовь, дети, птичка, лед, холод, школа.

Всем участникам семинара было очень интересно на данном практическом занятии, потому что все они не только узнали о новой технологии, помогающей в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, но и сами выполняли задания, предложенные выступающим специалистом.

Очередное занятие постоянно действующего семинара прошло 21 марта 2019 г. по теме «Эбру рисование на воде как форма работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья» Категория участников была прежней.

В рамках семинара-практикума учитель-логопед МОУ СОШ № 21, Курочкина К. Н., провела мастер-класс по теме: «Рисование в технике «Эбру» как элемент арт-терапии в работе по коррекции речи младших школьников с ОВЗ».

На семинаре отмечалось, что ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Головной мозг - его высшие корковые функции, руки, кончики пальцев и артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка) при речи, теснейшим образом связаны между собой. Поэтому ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстаёт в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. Дети с различными речевыми нарушениями, являются особой категорией. Психофизические особенности данных детей неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной. Отсюда следует отметить, что изобразительная деятельность детей с различными речевыми нарушениями во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. В целом, у детей с различными речевыми нарушениями из-за несовершенства моторики наблюдается несформированность техники рисования. На качество изображения оказывают влияние также нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы (повышенная возбудимость нервной системы). Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Поэтому выбор нетрадиционной техники рисования эбру вполне оправдывает себя. Важно заметить, что кроме минут восхищения, занятия способствуют развитию ручной умелости и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Во многих случаях эбру выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать эбру в качестве психопрофилактического, развивающего средства. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Всем участникам семинара было очень интересно на данном практическом занятии, потому что все они не только узнали о новой технологии, помогающей в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, но и сами выполняли задания, предложенные выступающим специалистом.