21 сентября в МОУ СОШ № 50, являющейся пилотной площадкой по опережающему введению стандартов второго поколения, прошел семинар учителей истории и обществознания по теме «Современный урок в условиях введения и реализации ФГОС». В нем приняли участие педагоги из 24 образовательных учреждений г.Твери.

С докладом «Системно-деятельностный подход и пути его реализации в условиях ФГОС» выступила Осипова Е.Я., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 50. Она отметила: «Введение ФГОС нового поколения требует от учителей новой организации учебной деятельности, которая должна быть построена таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. В основе этой учебной деятельности лежит деятельностный метод. Это метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Он обеспечивает включение детей в деятельность уже на этапе постановки учебной задачи (целеполагание и мотивация).

В основу деятельностного метода положен системно-деятельностный подход: это самоконтроль и самооценка, создание благоприятных условий для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода. Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования».

Опытом работы по формированию и развитию основ читательской компетенции поделился учитель истории и обществознания МОУ СОШ №50 Осипов О.В.: «В связи с переходом школ РФ на ФГОС нового поколения перед учителями возникают различные проблемы. Один из путей решения формирования и развития ученика в соответствии с новыми требованиями ФГОС – реализация программы смыслового чтения на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности. Изучение предметов истории и обществознания предполагает изучение значительной информационной базы. Учителю необходимо найти такие методы и приемы, использовать такие технологии, которые помогут учащимся освоиться в информационном поле, позволят применять полученные знания, умения и навыки в работе в других предметных областях. Среди применяемых в этих целях технологий можно выделить следующие: технология модульно-редуктивного обучения, технология развития критического мышления. Именно эти технологии способствуют обучению учащихся навыкам работы с текстом: позволяют осуществлять поиск информации, понимать прочитанное, преобразовывать и интерпретировать информацию, давать собственную оценку тексту».

Для слушателей семинара учителем истории и обществознания МОУ СОШ № 50 Мещеряковой Н.А. был проведен урок обществознания (5 класс, по линии Л.Н. Боголюбова) «Загадка человека. Темперамент».

Учителя выступили в роли учащихся и в процессе выполнения заданий отрабатывали формирование основных видов деятельности ученика (УУД). Участники семинара не только выявляли и характеризовали биологическое и социальное в природе человека, не только описывали и оценивали собственные врожденные особенности (мимику, уравновешенность, общую подвижность в контексте возможностей личностного развития путем анкетирования на тему «Темперамент»), но и исследовали несложные практические ситуации, связанные с определением типов темперамента, анализировали особенности влияния темперамента на общение между людьми, выражали собственную точку зрения в обсуждении проблемы «Легко ли определить темперамент у взрослых и у детей?»

В заключении, Н.А. Мещерякова отметила преимущества методики проведения подобных занятий: «На таких уроках господствуют практические методы обучения, так как конструкция урока позволяет включать учеников в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени и способствуют формированию основных видов деятельности ученика (УУД). Управляя учебной деятельностью учащихся, учитель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения, т.к. учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.

 

 Программа семинара

 

4 005

4 005

4 005