22 января 2020 года на базе ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (Тверское СВУ) состоялось занятие постоянно действующего семинара «Организация исследовательской и проектной деятельности в образовательной организации» для заместителей директоров по учебно-воспитательной, научно-методической, воспитательной работе, учителей - предметников, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования по теме «Формирование инновационного мышления обучающихся. От идеи до практики (в рамках исследовательской и проектной деятельности)».

На семинаре присутствовало 11 человек, по уважительной причине отсутствовало 5 человек.

Занятие было проведено в форме творческой мастерской.

В первой части занятия методист лаборатории инновационных образовательных технологий Екатерина Алексеевна Будкина рассказала о том, что понимается под инновационным мышлением обучающихся, об универсальной последовательности этапов исследовательской работы и развиваемых на каждом этапе навыках обучающихся-исследователей, развитии их компетентности в информационно-коммуникативной сфере, показателях сформированности познавательной компетенции на каждой ступени обучения, а также о современных технологиях обучения, которые используются педагогами в работе над развитием инновационного мышления обучающихся в рамках исследовательской и проектной деятельности: свод-анализ, степ-анализ, морфологический ящик, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Была представлена научно-познавательная модель учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности, разработанная в Тверском СВУ.

Методист лаборатории технических средств обучения Евгений Сергеевич Жуков рассказал участникам семинара о процессе подготовки проектных и исследовательских работ суворовцев в рамках внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ.

Во второй части семинара обучающиеся, занимающиеся исследовательской и проектной деятельностью (Родион Кучин (11 класс), Василий Балабанов (10 класс), Кирилл Басовский (8 класс), рассказали о своей работе над проектами (от идеи до воплощения) и представили их участникам семинара.

Опыт работы Тверского СВУ по формированию инновационного мышления обучающихся, а также выступления суворовцев были высоко оценены коллегами школ города.

Проведение данного семинара способствовало развитию личностного профессионального роста участников семинара.

13 февраля 2020 года на базе Тверского СВУ прошло очередное занятие постоянно действующего семинара для педагогов города Твери.

Занятие было проведено в форме дискуссии. На этот раз участники семинара дискутировали на тему «Организация и проведение Недели науки в образовательной организации».

Первая часть занятия носила деятельностный характер, что способствовало активизации творческого мышления, преодолению привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы.

На этом этапе занятия использовался метод «Мозговой штурм» (этот метод еще называют методом перебора вариантов).

Участники семинара были поделены на группы по цветовому признаку.

Вначале шла индивидуальная работа в группе: каждый участник должен был написать на стикерах примеры всевозможных мероприятий (около 5-7, любые, «какие приходят в голову») для Недели науки.

Затем - групповая работа, цель которой – классифицировать все записанные мероприятия, придать им форму, придумать проект Недели науки (идеи записывались на стикерах, а затем переносились на ватман).

Закончилась первая часть семинара межгрупповой дискуссией: выступление групп, защита проектов, ответы на вопросы участников других групп. Определение списка мероприятий, которые возможно проводить   в рамках Недели науки.

Во второй части семинара методисты Екатерина Алексеевна Будкина   и Евгений Сергеевич Жуков поделились своим опытом работы по организации и проведению Недели науки в довузовских образовательных организациях Министерства обороны Российской Федерации, в том числе в Тверском СВУ.

В завершение семинара была проведена рефлексия при помощи приема «чемодан – мясорубка - корзина».

11 марта 2020 года на базе Тверского СВУ прошло завершающее занятие постоянно действующего семинара для педагогов города Твери.

Присутствовали: 12 человек

Отсутствовали: 2 человека (по уважительной причине)

Участники семинара собрались за «круглым столом», где представили свой опыт работы с обучающимися по исследовательской и проектной деятельности.

Педагоги говорили о том, что «на современном этапе обучения необходимо развивать у обучающихся способность самостоятельно мыслить и применять знания, уметь планировать деятельность, ставить вопросы и находить на них ответы, эффективно сотрудничать со сверстниками в разнообразных микрогруппах. Технологией, удовлетворяющей выше названным требованиям, является исследовательская и проектная деятельность обучающихся».

«Необходимо развивать познавательный интерес, воспитывать потребность к умственному труду, так как именно при такой организации обучения ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера».

Своими выступлениями педагоги подтвердили слова А.Г. Асмолова: «Именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передаётся в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности».

Затем заместитель начальника училища по инновационным образовательным технологиям Михаил Иванович Шевелевский поздравил педагогов города с успешным завершением обучения и вручил участникам сертификаты, свидетельствующие об участии в работе постоянно действующего семинара «Организация исследовательской и проектной деятельности в образовательной организации» с представлением собственного опыта.

Завершился семинар рефлексией, в ходе которой слушатели заполнили анкету с оценкой уровня практической значимости полученных знаний, актуальности рассматриваемых вопросов, оставили отзывы по результатам участия в постоянно действующем семинаре, высказали предложения  по совершенствованию обучения и организации работы семинара.