О работе постоянно действующего семинара «Использование инновационных технологий в коррекционной работе в начальной школе» на базе МОУ СОШ № 50

26 января 2018 года на базе МОУ СОШ № 50 состоялось занятие постоянно действующего семинара учителей-логопедов города Твери «Логопедическое сопровождение будущих первоклассников» (руководитель Брит А.Е.) по теме «Нетрадиционные формы и методы работы учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи».

         Выбор темы семинара обусловлен тем, что в настоящее время все общеобразовательные организации города Твери принимают заявления от родителей будущих первоклассников с целью зачисления детей в первый класс. Никаких экзаменов для будущих первоклассников проводиться не будет. Родителям достаточно просто прийти и написать заявление. Но для этого необходимо, прежде всего, определиться с программой обучения. Помочь в этом вопросе могут педагоги-психологи, учителя-логопеды, а иногда даже учителя начальных классов. По их просьбе и проводилось данное занятие.

         В основе обучения лежит познавательный процесс. При этом вершиной всех познавательных процессов являются мышление и речь. Речь – это форма мышления.

         Уровень речевого развития ребенка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления, в основе которого лежит коммуникативная готовность. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

         Бытует мнение, что логопед – это специалист, который учит детей правильно произносить звуки. Правильное произношение звуков - это лишь вершина айсберга. Основная работа школьного логопеда – это профилактика и коррекция трудностей письма. В настоящее время большинство младших школьников имеют различные речевые нарушения. Сюда относятся нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, трудности чтения и письма, заикание. Все перечисленные ошибки впоследствии отражаются в письменной речи и приобретают стойкий и специфический характер.

Кроме того, у детей с речевыми нарушениями, как правило, страдают такие психические функции как мышление, внимание, память, восприятие, что связано с недостаточной зрелостью или поражением мозговых структур. Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда.

         Конечно, в каждой школе свои традиции, правила, но есть моменты, которые для всех учебных организаций одинаковы, стандартны.

         О своем опыте работы с детьми, имеющими речевые нарушения, рассказали учитель-логопед МОУ СОШ № 40 Филиппова Т.Е. и учитель-логопед МОУ СОШ № 46 Бородулина Л.К.. Они не только ознакомили педагогов с опытом работы своих школ, но и представили дидактические материалы по обследованию речевой готовности детей, различные брошюры для родителей будущих первоклассников, учителей начальных классов, своих коллег - начинающих учителей-логопедов.

         Все участники семинара после выступления коллег делились своими наработками по данной теме, проблемами, возникающими в ходе обследования детей, общения с родителями будущих первоклассников. Был сделан вывод, что родители сами не занимаются со своими детьми, а стремятся записать их на различные курсы, нанять различного рода репетиторов, купить наиболее современную технику, нежели самим почитать ребенку книгу, обсудить прочитанное, поиграть в настольные игры, погулять на улице, полепить из пластилина, порисовать красками и многое другое. Исправлять ошибки и прислушиваться к рекомендациям они начинают только после собеседования с логопедом. Эти шаги дают возможность ребенку возможность легко адаптироваться в школе и усваивать учебный материал.

         Семинар прошел плодотворно.