Ведущее место в формировании всесторонне развитой личности занимает формирование духовно-нравственной качеств. Помочь в усвоении нравственных норм и правил, сделать их нормой жизни, призваны и культурологический комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) и предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). На уровне начальной и основной школы это, безусловно, способствует формированию позитивных личностных установок.

17 и 18 декабря 2020 ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» (далее – Академия) провела интернет-конференцию по вопросам реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.

Предметные области ОРКСЭ и ОДНКНР, это не только уроки, но и иные виды занятий, внеклассной работы и дополнительного образования.

Развитие предметов ОРКСЭ и ОДНКНР предполагает взаимодействие с традиционными религиями, что в России обусловлено становлением педагогической культуры в целом и поиском современных решений в образовании.

Их объединяющим стержнем является учитель как субъект педагогической деятельности, поэтому его подготовка не может ограничиваться узкоцелевыми задачами ОРКСЭ и ОДНКНР, а должна носить широкий и комплексный характер.

В городе Твери создано и успешно функционирует городское методическое объединение учителей ОРКСЭ и ОДНКНР. Основная форма работы – постоянно действующий семинар.

Основная цель постоянно действующего семинара - оказание методической помощи в совершенствовании уровня педагогического мастерства учителей, создание условий для их духовно–нравственного и культурного развития, доступного качественного обучения.

5 лет работой этой методической площадки руководит Хабарова Вера Сергеевна, учитель МОУ СОШ № 29 города Твери.

18 декабря 2020 года в рамках Всероссийской интернет-конференции Вера Сергеевна Хабарова презентовала  опыт работы постоянно действующего семинара.

         Она рассказала о направлениях и формах работы семинара, среди которых:

- ретрансляция педагогического опыта (семинары, лекции, мастер-классы);

- своевременное информирование педагогов обо всех новеллах законодательства и методическом обеспечении преподавания предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР;

- экскурсии по святым местам Тверской области.

Наиболее востребованными у педагогов общеобразовательных организаций являются стажировочные площадки и краткосрочные курсы повышения квалификации, организуемые на площадке постоянно действующего семинара совместно с отделом религиозного образования и катехизации Тверской епархии. Стажировки и курсы проходят обычно в течение 2-3 дней в период осенних каникул и пользуются популярностью среди учителей. Преподаватели кафедры теологии ТвГУ ведут курсовые занятия, читают лекции по практическим вопросам использования в урочной и внеурочной деятельности пособия « Православные святыни Тверской земли».

Большую помощь в работе оказывает председатель отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии Виталий Симора. Он не только частый гость и профессиональный спикер на семинарах, но и человек, который помогает формированию банка методических материалов для педагогов.

В рамках работы городского методического объединения и ПДС учителей ОРКСЭ и ОДНКНР организована совместная работа с научными сотрудниками и специалистами Тверского областного института усовершенствования учителей, которые оперативно информируют о новациях в нормативной базе, дают рекомендации по проведению родительских собраний по выбору модуля курса ОРКСЭ.

Активное участие и помощь в организации мероприятий, организуемых на площадке постоянно действующего семинара, оказывают специалисты управления образования Администрации города Твери и муниципального казенного учреждения «Центр развития образования города Твери».

У учителей-членов городского МО и постоянно действующего семинара большие планы на будущее. И хотя в этом году практически вся работа велась в дистанционном формате, но на содержательной части его работы это ни в коей мере не отразилось.

Организаторы Всероссийской интернет-конференции высоко оценили работу городского методического объединения и постоянно действующего семинара для учителей ОРКСЭ и ОДНКНР в городе Твери и высказали пожелание рассмотреть возможность проведения на его базе стажировочных площадок для аналогичных объединений, созданных для методического сопровождения педагогов ОРКСЭ и ОДНКНР в других субъектах Российской Федерации.

14