О работе семинаров для учителей математики и русского языка

 

Государственная итоговая аттестация в форме ЕГЭ, уже который год вызывает повышенное беспокойство выпускников, родителей, учителей. Новизна технологии: проведение экзамена вне родной школы, наличие бланков, компьютерная обработка ответов, проверка заданий второй части специальной комиссией - все это вызывает беспокойство всех участников процесса.
Изменения, происходящие в современном обществе, в значительной степени определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога. В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности обучающихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно.
Все это побуждает учителей, руководителей образовательных организаций к созданию системы работы по подготовке к ЕГЭ по математике и русскому языку для старшеклассников, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их способностей посредством новых информационных технологий.

Организация методического сопровождения учителей русского языка и литературы и математики остается приоритетным направлением деятельности муниципальной системы образования.      
С целью повышения качества математического и филологического образования 23 марта 2016 года в рамках Панорамы педагогических технологий проведены семинары:

- на базе МОУ СОШ № 14 для учителей математики по теме: «Основные проблемы у учащихся 11-ых классов при сдаче ЕГЭ по математике»;

- на базе МОУ «Гимназия № 44 г.Твери»для учителей русского языка «Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 2016 году».

В работе семинара «Основные проблемы у учащихся 11-ых классов при сдаче ЕГЭ по математике» приняли участие: Батасова Татьяна Геннадьевна, начальник отдела содержания Управления образования администрации,  Пиджакова Любовь Михайловна, председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по математике и учителя математики образовательных организаций города.

Несмотря на то, что мероприятия подобного типа стали традиционными, проблемы, поднятые на семинаре, отличались актуальностью.

Татьяна Геннадьевна в своем выступлении проанализировала результаты региональных проверочных работ по математике (РПР) в 8 , 10 классах в общеобразовательных организациях Тверской области с низкими результатами государственной итоговой аттестации в 2015 году.

Анализ результатов региональных проверочных работ позволил определить положительные и отрицательные тенденции в организации процесса обучения математике.

Результаты выполнения РПР в 8-х и 10-х классах выявили:

1.Проблемные зоны в математической подготовке учащихся:

- отсутствие у учащихся сформированных вычислительных навыков;

- недостаточное владение математическими терминами;

- слабое развитие навыков проведения логических рассуждений;

- низкий уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, сопоставления действий с условием задания;

- недостаточное развитие у учащихся умений решать практико-ориентированные задачи, требующие анализа ситуации;

‑ недостаточный уровень геометрической подготовки участников: слабое умение анализировать чертеж, видеть особенности геометрической фигуры, решать задачи на нахождение геометрических величин.

2. Проблемы в качестве школьного оценивания:

- несоответствие результатов проверочной работы текущей успеваемости учащихся.

Для устранения выявленных проблем были даны следующие рекомендации:

1. Проведение углубленного и детального анализа результатов РПР по математике на уровне руководства школ, учителей-предметников.

2. Регулярное проведение диагностических работ для оценки математической подготовки учащихся на разных уровнях образования.

3. Разработка и реализация системы мероприятий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

4. Формирование учебной самостоятельности учащихся и осознанности их учебной деятельности, формированию у них умения учиться и адекватно оценивать свои успехи или недостатки в освоении образовательных дисциплин.

5. Корректировка учебного процесса на основе объективных данных об освоении учащимися учебного материала по математике.

6. Развитие и поддержка познавательной мотивации для обеспечения успешной образовательной траектории учащихся.

7. Использование результатов внешнего оценивания как основы для объективного выставления текущих и итоговых школьных отметок.

Пиджакова Любовь Михайловна, председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по математике, обратила внимание присутствующих на изменения, которые произошли в ЕГЭ по математике в 2015 году. Дала краткую характеристику КИМ по математике. Представила анализ выполнения всех заданий КИМ. Данный анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий КИМ по математике 2015 г. позволил определить наиболее проблемный раздел, включенный в экзаменационную работу. Это раздел – геометрия.

В своем выступлении Любовь Михайловна рекомендовала обратить внимание на повышение качества образовательных учреждений в вопросах организации работы учителей математики выпускных классов по сопровождению ЕГЭ:

- обучение старшеклассников заполнению бланков ЕГЭ проводить систематически на протяжении всего учебного года, а не в марте-апреле;

- информировать всех учащихся выпускных классов, родителей о требованиях, содержании, структуре ЕГЭ, а также о результатах экзамена в 2015 году и пробного экзамена в 2016 году;

- необходимо тщательно продумать систему подготовки учащихся–мигрантов к сдаче экзамена в формате ЕГЭ;

- своевременно знакомиться с демоверсиями, опубликованными на сайте, консультироваться с коллегами по всем вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации на протяжении всего учебного года;

- чрезвычайно важным представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время. Получив КИМы и инструкции, ученик поставлен в жесткие рамки.

В работе семинара для учителей русского языка и литературы «Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 2016 году» участвовала  Гладилина Ирина Владимировна, председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку, доцент кафедры русского языка Тверского государственного университета. В своем выступлении она познакомила учителей-филологов, работающих в старшей школе, с изменениями в критериях оценки и формулировках заданий экзамена.

Были рассмотрены варианты подготовки учащихся по наиболее сложным вопросам экзамена, даны рекомендации по написанию сочинения.

Участники семинаров отметили практическую направленность и высокий уровень организации мероприятий.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10